Мои встречи

Фурцева, Жуков… А будет ли сериал про Щелокова?

Сергей Кочнев, журналист, Елабуга

Вчера «Первый» запустил очередной многосерийный байопик, ну или почти байопик – на сей раз про Георгия Константиновича Жукова, величайшего советского полководца. В главной роли – Александр Балуев, актер бесспорно, талантливый, пусть некоторым и кажется, что однотипный. Ну

а в основе картины, судя по всему, будет вновь любовная линия в жизни маршала – не самая простая, кстати. Почему так? Потому что копаться в личности Жукова и его деятельности нынешним товарищам с ТВ не хочется – не угодишь историкам, коммунистам, военным, да и просто людям, любящим и уважающим историю страны и ее героев – в том числе и Жукова. С личной жизнью проще – это точно посмотрят женщины как основная аудитория канала, да и придираться к деталям будут не так сильно.

Нужен ли такой подход к Жукову? Если мы хорошо знаем свою историю, в том числе и роль маршала в ней, тогда да.

А если речь идет о других знаковых фигурах советского времени? Например, знаменитом министре внутренних дел СССР в 1966-1982 годах Николае Щелокове. Известно широкому кругу ныне живущих россиян о  нем мало – книг о Щелокове всего лишь пара штук, и то они вышли лишь недавно. Но и этот материал, равно как и интерес «Первого канала» к историческим личностям недавнего прошлого (Фурцева, директор гастронома «Елисеевский» Соколов, Галина Брежнева, Жуков) говорит как о прекрасной фигуре для большого киноматериала, так и ее общественной реабилитации. Ведь сериалами про Соколова и Галину Брежневу общество, по сути, восстановило объективность, если не доброе имя к этим людям.

Не настала ли пора в таком случае и кинореабилитации Николая Анисимовича? Об этом, кстати, я спросил и Максима Брежнева – автора биографической книги «Министр Щелоков».

Максим Брежнев: «Фильм о Щелокове был бы вообще уникальным произведением, но взяться и осилить тему личности министра МВД нынешним деятелям искусства было бы непросто – там предстоит изображать и длительный период в истории МВД, и основную деятельность министерства, которая была очень активной и интересной, и, конечно, же показать настоящую дружбу Щелокова и Брежнева в высоком понимании этого слова – надежность, верность, преданность, взаимовыручку. А не так, как это извращают в других картинах: дают понять, что был прежде всего клан Брежнева, что он собрал в команду только своих людей, но понимаете – профессиональный уровень этих друзей Брежнева был очень высок, особенно по нынешним временам: и по сей день человек из этой команды для своей отрасли и своего региона остается непревзойденной фигурой – это и В.В.Щербицкий, и Д.А.Кунаев, и руководитель Госстроя И.Т.Новиков, и конечно же Н.А.Щелоков. Чтобы понять феномен Щелокова как долгожителя на посту руководителя МВД, найти ключ к его личности, нужно непременно правильно показать дружбу Брежнева и Щелокова. Ведь благодаря доверию и взаимопониманию, существовавшему между ними, удалось сделать многое не просто для МВД, но для всего дела борьбы с преступностью.

Конечно, я бы мог взяться за сценарий, я знаю немало подробностей и о личной жизни и Щелокова, и Брежнева – но показывать в первую очередь это на экране было бы неправильно, хотя рядом с Щелоковым была прекрасная и необыкновенная женщина – это его жена Светлана Владимировна, и история их любви, начавшаяся на фронте была очень интересной.

Пока же те фильмы, где присутствует Щелоков – это полная ерунда и бред, а в «Охотниках за бриллиантами» вообще планировали включить сцену, где на лестничной площадке сталкиваются Щелоков и глава КГБ Андропов, выносящие мусорное ведро – такого вообще не могло быть! Кроме того, не могло на самом деле быть и включенной в фильм сцены, где оперативник - майор МУРа запросто подходит к столу, за которым стоят те же Щелоков и Андропов: чтобы подойти к ним, нужно было пройти несколько кордонов охраны КГБ и милиции! Это понимали даже актеры фильма, но не во всем убедили сценаристов картины.
И, кроме того, я вот так сразу не могу сказать, кто из актеров, мог бы сыграть Николая Щелокова. Надо подумать…»

Думай, «Первый канал»! Только правильно думай!